Трофименко Ольга Ивановна, воспитатель

занятие

                                                            Конспект

интегрированной непосредственно образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

по воспитанию толерантного отношения

к людям с ограниченными возможностями здоровья

«Если добрый ты»

Цель: воспитывать терпимое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, готовность им помогать.

Задачи:

образовательные:

1. расширить представление детей о людях с ограниченными возможностями здоровья – незрячие;

2. познакомить детей с образом жизни данной категории людей с ОВЗ посредством собственного чувственного опыта;

3. подвести детей к осознанию необходимости помогать, быть внимательными и терпимыми к незрячим людям.

развивающие:

1. развивать координацию движений и ориентировку в пространстве через игровую ситуацию «Слепой и поводырь»;

2. развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику кисти посредством игр «Магазин» и ознакомление с буквами из шрифта для незрячих людей;

3. пополнять, уточнять и активизировать словарный запас.

4. вызывать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями при рисовании на песке;

5. обогащать тактильный опыт детей.

воспитательные:

1. формировать доброжелательное отношение к незрячим людям, стремление им помогать;  

2. воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, набор муляжей «Овощи-фрукты», повязки для  детей группы, 2 корзинки, мягкие блоки, книга для незрячих людей, дорожные знаки, пешеходный переход, световые песочные столы, альбом «Друзья», клеевые карандаши, шаблоны.

Ход занятия

 Воспитатель входит с детьми под музыку (Непоседы. Любовь и доброта)

 Воспитатель: Ребята, сегодня к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки.

Дети здороваются

 Воспитатель:

I Проблемная ситуация

 Наши дети прислали вам видеописьмо. Давайте посмотрим его.

Высвечивается видеописьмо

Воспитатель: Хотите ли вы подружиться с Вероникой?

Дети: Да хотим.

II Беседа

Воспитатель: Но она особенная девочка она - она слепая. Для того чтобы с ней подружиться, вы должны знать, чем  слепые или незрячие люди отличаются от остальных.

Глаза у Вари – карие,
У Васи с Верой – серые,
У маленькой Аленки
Зеленые глазенки.
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко:
Сразу сделалось темно,
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно –
Ничего вокруг не видно...

Наталия Орлова

Воспитатель. Закройте глаза. Что вы видите?

Дети. Ничего. Темно. Страшно. (отвечают с закрытыми глазами)

Воспитатель.Да, ребята, вы не видите своих товарищей, игрушек, книжек. Вокруг вас только темнота. И даже страшно стало. Откройте глаза. Среди окружающих нас людей встречаются люди совсем ничего не видящие или слепые, они никогда не видели солнца, неба, птиц, деревьев, они могут только чувствовать и слышать, жить им несравненно сложнее, чем нам.

III Игровая ситуация « Нарисуй солнышко с закрытыми глазами»

Воспитатель:Наши дети и Вероника  любят рисовать на песке, а вы хотите попробовать?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда я прошу вас подойти к столам.

Воспитатель: Вы все умеете рисовать солнце? И наверно у вас у все оно хорошо получаются. Но мы сегодня нарисуем солнце с закрытыми глазами, как будто мы слепые .

Воспитатель: По моей команде вы должны закрыть глаза и с закрытыми глазами нарисовать солнце. Основное правило – открывать глаза и подсматривать во время работы нельзя.

Воспитатель: Но сначала разогреем свои руки (дети трут ладони).

Раз, два, три не смотри!

 

Звучит музыка , дети рисуют с закрытыми глазами

Воспитатель:Откройте глаза и посмотрите. Солнце не у каждого из вас получилось и круги, и лучи не ровные. Вы не умеете рисовать солнце? Почему же вам трудно было нарисовать солнце?

Ответы детей

Воспитатель:

- А тебе было легко?

- Вот и нашей Веронике не легко рисовать потому что она не видит то, что рисует, и не знает, что делать.

-А как вы думаете, чем можно ей помочь? (Взять ее за руку, так она будет чувствовать себя спокойнее увереннее и нарисовать рисунок вместе с ней.)

Воспитатель:Тяжело жить слепым людям. С какими трудностями они сталкиваются, мы постараемся сейчас узнать. Давайте посмотрим на экран

Беседа "Незрячие люди и дорога"

Воспитатель. Посмотрите слепые люди ходят с тростью, с помощью которой они находят препятствия на дороге.

 лайд ереход дороги незрячим человеком")

Для Слепых людей на улицах устанавливают «говорящие» светофоры и светофоры-звонки. Когда звучит сигнал такого светофора – можно переходить улицу. Слепой человек берёт помощника под руку.

 (видео " «Говорящий светофор»")

Скажите, а вам не встречались такие пешеходные переходы?

(Ответы детей).

 Если вы окажитесь вместе с родителями около такого пешеходного перехода, посмотрите, не нужна ли кому-нибудь ваша помощь, возможно, необходимо кому-то помочь перейти дорогу.

Воспитатель: Переход через дорогу или поход в магазин - это настоящее испытание для слепого человека.

Дети переходят к игровой зоне

V.Игра "Переведи через дорогу". (коробка для повязок)

Воспитатель. Представим себе эту ситуацию. Разбейтесь на пары и встаньте друг за другом. Давайте договоримся те, кто стоит за… будут «слепые», другие дети - помощниками .

Дети изображающие «слепых» наденут повязки. Возьмут помощников под руку. Которые проведут их по дороге, переведут через пешеходный переход в магазин и посадят на стул. После этого обязательно нужно снять повязку. Но помните переходить дорогу можно толькопо сигналу светофора, будьте внимательны. (раздаю «слепым» повязки).

 Надевайте повязки на глаза, помощники помогите им.

Внимание, начинаем игру.

( Дети идут по «дороге» сделанной из мягкого модуля , подходят к «пешеходному переходу» , звучит сигнал светофора ; после перехода садятся на скамейки, снимают повязки.)

Воспитатель. (Вопрос к тем, кто изображал слепых) Смогли бы вы без помощника дойти до нашего магазина? Помогли вам сопровождающие?

 Итог :Да ребята было сложно и слепым и помощникам.

А теперь мы узнаем  как трудно слепому человеку  сделать покупки в магазине .

 игра «Магазин». (На отдельном столе разложены муляжи фруктов и овощей, желательно с мягкой шероховатой текстурой. Корзинки.).

- Вы сейчас отправитесь в магазин «Фрукты-овощи». Кто будет покупать фрукты, а кто овощи? Но покупать вы их будете с завязанными глазами. Начинать игру следует как только зазвенит колокольчик, а закончить как только он перестанет .  Основное правило игры – детям, сидящим на стульях не подсказывать.  (Воспитатель завязывает глаза детям и по одному отводит их за руку к столу. Игра начинается по звуку колокольчика).

- Молодцы, выполнили поручение, давайте проверим содержимое ваших корзинок. Сначала проверим тебя (имя ребенка). Ребенок поочередно достает из корзины муляжи проговаривает, что он неправильно купил. (Аналогично проверяют вторую корзину).

- Ребята, почему же ошиблись (имена детей)? 

Дети: Им ничего не было видно, и никто им не подсказал. 

Правильно ребята ответили?

Когда ты выбирал фрукты, то был уверен в том, что выбрал правильно?

Боялся ли ты ошибиться когда выбирал овощи?

(После ответов детей приободрить их, сказать, что и другие дети, да и сам воспитатель ошибся бы.)

Итог Слепым людям трудно выбирать продукты. Им ничего не видно, они могут перепутать все и купить не то, что нужно. А еще их нужно в магазин отвести, потому что им не видно дороги ,  таким людям очень нужна наша помощь .

Воспитатель: Посмотрите на экран, что делает девочка?

Ответы детей

Воспитатель: Девочка читает книгу.

Воспитатель: Правильно только для незрячих людей печатаются специальные книги. Вместо букв в таких книгах – выпуклые точечки, которые можно почувствовать пальцами.  Каждой букве соответствует определенное количество точек и расположены они по-разному.

Показывается книга для слепых.

Воспитатель: Вот вы и узнали, чем Вероника отличается от обычных детей, и теперь сможете исполнить мечту наших ребят.

Вероника узнает мир через прикосновения, и чтобы мы смогли с ней подружиться, необходимо, ей к вам прикоснуться. И я предлагаю вам сделать для нее необычный альбом «Друзья», на каждой страничке альбома будут ваши ладошки, прикоснувшись к ним она сможет познакомиться с вами.

Но вы все разные и поэтому материал для ладошек тоже разный, подойдите к столу выберите тот, который вам больше всего нравится и пройдите столу.

Положите выбранный лист перед собой. Левой рукой придерживайте лист, правой намажьте клеем нарисованную рамку вокруг материала, затем аккуратно приложите лист с ладошкой к нарисованной рамке и  наклейте его. Хорошо прогладьте наклеенную часть. Украсьте свой лист наклейками.

Дети выполняют работу

 А теперь кто закончил работу принесите мне, и я вставлю ее в альбом, а сами возвращайтесь за столы.

X. Итог.

Воспитатель: О каких людях, живущих рядом с нами, беседовали?

Дети.  О незрячих людях.

С какими трудностями сталкиваются слепые люди каждый день?

Что вы можете рассказать о них?

Ответы детей

Воспитатель: Да, мы сегодня многое узнали о слепых людях, которые живут рядом с нами, ходят по улицам, читают книги, учатся, ходят по магазинам. Я надеюсь, что вы не забудете при встрече с ними о том, что им нужна наша помощь. И чтобы нам не пришлось жить в темноте нужно беречь свои глаза.

Вы молодцы! Хорошо отвечали, сделали замечательный альбом для Вероники, и самое главное у вас появилось много новых друзей и среди них особенная девочка.

И ребята из нашего детского сада приготовили для вас подарки.

Использованная литература:

  1. Кравцова А.М. Познакомься – другом стань / А. М. Кравцова, А. В. Кукуруза // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2010. - № 1. – вкладыш «Мы вместе».
  2. Никифорова Л. А. Хотим быть добрыми / Л. А. Никифорова, В. В. Трихункова // Ребенок в детском саду. – 2008. - № 3. – С. 50-56
31 июля 2019 в 16:59

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.