Трофименко Ольга Ивановна, воспитатель
ДокладЗдравствуйте,дорогие коллеги, уважаемое жюри! ЯТрофименко Ольга Ивановна, воспитатель детского сада «Колобок». По образованию воспитатель и педагог –психолог, образование высшее. Мне предстоитсейчас поделиться своим опытом работы. Я работаю воспитателем всего 4 года,разве могу я говорить о своём опыте, делиться им, когда рядом со мной работаютмои коллеги имеющие педагогический опыт более 20 лет. Я не могу похвастатьсягодами, но я делаю то что естественно для каждой женщины. Я люблю детей, явоспитываю их, стараюсь быть для них помощником, советчиком, другом. В настоящеевремя у многих детей дошкольного возраста отмечаются: повышенное беспокойство,неуверенность, эмоциональная неустойчивость и многие проблемы исходят из семьи.Семья может выступать в качестве как положительного, таки отрицательного фактора воспитания. Взрослеяребёнок идёт в детский сад и попадает в новую среду общения, там онсталкивается с различными стрессовыми ситуациями, ведущими в некоторых случаяхк эмоциональным нарушениям и замедлению темпа развития Я заметила, что, когдавербальные контакты между моими воспитанниками нарушены или затруднены, впервую очередь рисование выступает вроли средства общения, способствует сплочению и взаимодействию детей. Выражаясебя через рисунок, ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам,перестраивает свои отношения со взрослыми и детьми. Поэтому ястала работать над темой «Изотерапия - как нетрадиционная форма работы сдошкольниками». Изучивтеоретическую и методическую литературу, проведя диагностику детей своей группыя поставила следующие цели работы: Созданиеположительной эмоциональной настройке в группе. Развитиеэмоциональной сферы детей, формирование адекватной самооценки, способствованиеснижению эмоционального и мышечного напряжения, снятию негативных эмоциональныхсостояний (страхов, агрессивности, негативизма). Длядостижения поставленных целей я решила использовать техникии приемы для работы по принципу простоты и эффектности. Они должны были быть интереснымии привлекательными как сам процесс создания изображения, практически каждыйребёнок (независимо от своего возраста) может участвовать в работе, которая нетребует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности илихудожественных навыков. В изотерапии качестворисунка не выступает важным критерием его оценки (рисунок обладает собственнойценностью, связанной с последовательностью этапов разрешения личностных проблемребенка). В своей работея применяю следующие техники изотерапии: Марание – пачкание в красках. Помогает избавиться отдетской агрессии, гиперактивности.
Когдаоборудования нашего ДОУ было пополнено световыми песочницами я решила к ужеиспользующимся техникам изотерапии добавить рисование песком. Важнойособенностью песочного рисования являются уникальные свойства песка –тягучесть, мягкость, приятная шершавость, – которые действуют на человека завораживающе.Рисуя песком, ребенок входит в легкое медитативное состояние, что дает емувозможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состояниилучше всего снимаются стрессы, психоэмоциональное напряжение, тревожность. В процессе рисованияпеском происходит развитие творческого потенциала детей, так как рисование напеске требует проявление фантазии и воображения. С помощью песка легко менятьдетали изображения, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоватьсябесконечное число раз. Каждая из этихтехник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себяраскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полнуюсвободу для самовыражения. На моих играх по изотерапии дети рисовали пальчиком,ладошкой, тычком, мятой бумагой, губками, делали набрызг, кляксы,печатали листьями. Существует ряд условий для проведенияподобных занятий: - ребенок не должен испытывать затруднения присоздании изображения с помощью предлагаемой техники; - любые усилия в ходе работы должны быть интересны,оригинальны, приятны ребенку; - интересными и привлекательными должны быть и процесссоздания изображения, и результат; - изобразительные техники и способы должны бытьнетрадиционными; Сталаприменять рисуночную терапию с детьми среднего дошкольного возраста. Собралахудожественную и методическую литературу. Были изготовлены дидактические игры: «Дорисуй и раскрась», «Соедини поточкам и раскрась», «Раскрась по образцу», «Собери картинку». Разработала перспективный план работы сдетьми. Подобрала музыку, создала картотеку физминуток,пальчиковых игр. Мною была собрана «волшебная шкатулка»: Штампы, трафареты, ватные палочки, трубочки длякоктеля, пластиковые вилки, пробки и многое другое. В ходе работы былиорганизованны выставки детских работ: «Любимой мамочке», «Весенняя капель»,«Чему мы научились». С детьми данного возраста использовала нетрадиционныетехники: тычок жесткой полусухой кистью; печать поролоном; восковые мелки + акварель свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки;· рисованиеватными палочками В работе со старшими дошкольниками даннаятема была расширена новыми техниками, которые были недоступны детям 4-5 лет. рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; печать по трафарету; кляксография обычная;Темы занятий: Рисование красками(«Осенние листья», “Зимние узоры на стекле”, “Подарок для мамы”. Различныетехники: примакивание, волшебные кляксы, разбрызгивание, рисование на мокройбумаге. “Сказки настекле”. Витражное рисование (на стекле) Песочные картинки” Рисование по песку и цветным пескоми др. При работе сродителями были использованы такие формы и методы как:
На основе проделанной работы: • Дети моей группы преодолели коммуникативныебарьеры; они с удовольствием посещали занятия и бережно относились к своимпроизведениям.
• Хотелось бы отметить, что замкнутые, стеснительныедети с осторожностью прикасались к краскам, но, глядя на остальных,преодолевали свою неуверенность и к концу занятия действовали свободней.
На данныймомент я работаю во второй группе раннего возраста. В ситуации, когда все детипришли в детский сад впервые, либо имели небольшой опыт посещения другогодетского сада. Я использую техники изотерапии для скорейшего привыкания детей кновым условиям, это рисование ладошками, пальцами, тычками, печатками и другимиматериалами.
Применение техник изотерапии в адаптационныйпериод является более чем актуальным, уже сейчас можно сказать что, изотерапияпомогает снизить эмоциональную тревожность, развивать коммуникативные навыки,способствует развитию самосознания, способствует закреплению положительныхповеденческих реакций, способствует формированию доверительного отношения кокружающим. Длямаленького ребенка все важно в детском саду: и уют в группе, и красота игрушек,и взгляд, и слово воспитателя, и сверстник, даже солнце, которое светит в окноярче обычного. Поэтому каждая мелочь, которая каким-либо образом касаетсяребенка, имеет определенный смысл. Я обыкновенный воспитатель: мое счастье,как любого другого педагога, в том, чтобы увидеть плоды своего нелегкого труда.
31 июля 2019 в 17:14
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.